Всем психологам знакомо чувство, когда ты все понял, все знаешь, везде ты молодец
И на сессиях часто кажется, что уже все понятно, и пора остановить клиента, чтобы выдать ему решение проблемы.
Но чем же чревато такое качество у психологов?
Если психолог очарован своим всезнайством, если он думает, что знает все, то перестает видеть уникальность клиента и его ситуации.
Понятно, что всё классифицируется, что мы всё это видели и уже работали много раз с такими проблемами.
Тем не менее каждый клиент уникален
Если вы не будете этого помнить, можете слишком быстро сделать выводы и предложить какое-то стандартное решение, которое не подойдет конкретному человеку.
Всезнайство притупляет эмпатию и умение обращать внимание на детали: на мимику, на позу, на интонацию. В итоге работа становится грубой. А у нас все-таки ремесло, которое ближе к искусству.
Конечно же, таким образом угасает профессиональный рост. Мы начинаем успокаиваться, терять мотивацию к обучению, что приводит к застою в профессиональном росте.
От всезнайства случается выгорание. Потому как стремление быть правым и всемогущим приводит к эмоциональному выгоранию: становится трудно справляться с собственными чувствами и стрессом.
Надо помнить, что профессионализм заключается не в знании ответов. Наш профессионализм проявляется в умении собирать информацию, анализировать ее, помогать клиенту делать выводы, находить решение, прояснять проблемы и стратегии прогресса – вот в чем наша работа. А не в том, чтобы знать все.
Например, автомеханик не обязан знать все, но он обязан знать, как чинится, допустим, ходовая, если он мастер по ходовой.
Поэтому не стремитесь к всезнайству. Расширяйте кругозор. Но развивайте системное мышление, системный подход.
Именно системный подход помогает избежать такой ситуации.
И на сессиях часто кажется, что уже все понятно, и пора остановить клиента, чтобы выдать ему решение проблемы.
Но чем же чревато такое качество у психологов?
Если психолог очарован своим всезнайством, если он думает, что знает все, то перестает видеть уникальность клиента и его ситуации.
Понятно, что всё классифицируется, что мы всё это видели и уже работали много раз с такими проблемами.
Тем не менее каждый клиент уникален
Если вы не будете этого помнить, можете слишком быстро сделать выводы и предложить какое-то стандартное решение, которое не подойдет конкретному человеку.
Всезнайство притупляет эмпатию и умение обращать внимание на детали: на мимику, на позу, на интонацию. В итоге работа становится грубой. А у нас все-таки ремесло, которое ближе к искусству.
Конечно же, таким образом угасает профессиональный рост. Мы начинаем успокаиваться, терять мотивацию к обучению, что приводит к застою в профессиональном росте.
От всезнайства случается выгорание. Потому как стремление быть правым и всемогущим приводит к эмоциональному выгоранию: становится трудно справляться с собственными чувствами и стрессом.
Надо помнить, что профессионализм заключается не в знании ответов. Наш профессионализм проявляется в умении собирать информацию, анализировать ее, помогать клиенту делать выводы, находить решение, прояснять проблемы и стратегии прогресса – вот в чем наша работа. А не в том, чтобы знать все.
Например, автомеханик не обязан знать все, но он обязан знать, как чинится, допустим, ходовая, если он мастер по ходовой.
Поэтому не стремитесь к всезнайству. Расширяйте кругозор. Но развивайте системное мышление, системный подход.
Именно системный подход помогает избежать такой ситуации.