В кабинете психолога разочаровавшийся человек — не редкость. В себе, в других, в стране, в климате, в бизнесе и ещё в чем только можно и иногда нельзя, например, в боге.
Разочарование в родителях или своём детстве уверенно входит в топ-3 психологических «прозрений». «Я вижу! Аллилуйя!!!». Вот только на фига? Лучше бы вообще туда не смотрел. «Съездить к родителям», пообщаться с близкими или родными людьми — это прекрасный, хоть иногда и болезненный, тест на собственную взрослость.
Тема разочарования стала отдельной для работы с клиентами и знать, как справляться с такой напастью, психологам не лишнее. Как говорят, в этих ваших интернетах: делюсь, девочки. Как мы с героиней из прошлых частей кейса работали над этим.
Чтобы не разочаровываться, нужно, конечно, не очаровываться. Логично?
Кирпичик за кирпичиком, мы выстраиваем воздушные замки ожиданий, которые, разваливаясь, набивают нам своими обломками нехилые шишки и оставляют реальные «синяки» психосоматических проблем.
Ну, хорошо, скажете вы, проблема ясна — очарование и разочарование. А что делать-то?
Что делать с разочарованием в родителях, своём детстве или чём-то другом?
Начать с сначала, то есть в подходе Прогресс Психологии это с консультирования. Это специально выделенная сессия или две, на которых мы выясняем, что конкретно происходит с человеком и что он хотел бы вместо этого иметь. В нашем случае у клиентки был шок и стресс от произошедшего, треснула самооценка и жизнь разделилась на до и после. Соответственно, она хотела успокоиться и воспринимать ситуацию поровнее, а лучше, «совсем на пофиг», восстановить своё «внутреннее Я» (прямая цитата) и склеить свою жизнь обратно. Это всё подробно и по практической схеме записывается в специальную таблицу, которая остаётся у клиента и носит гордое название «Проект». В дальнейшем по ней сверяются результаты нашей работы.
Не надо относиться к проблеме разочарования, как к чему-то второстепенному. Это целый паттерн, который показывает то уши, то зубы в самых различных жизненных ситуациях и то, что мы обнаружим на этапе проекта, очень поможет нам в дальнейшем взаимодействии с человеком и при выстраивании линии работы, если она понадобится. При подробном описании всего того «негативного», что происходит с нашим подопечным, мы с вами увидим понятный рисунок его взаимодействия внутри себя самого.
В случае с моей клиенткой это было три образа, которые, постоянно сменяя друг друга, доводили ее до нервного истощения:
— надеющийся мечтатель,
— взрослая женщина,
— и представитель «отдела технического контроля» по совпадению мечт и реальности. В случае если надежды не оправдывались, он (она) прописывает тому, кто надеялся и уже получил стресс от несовпадения, нехилых люлей в виде дозы обвинений в глупости или беспомощности.
Эти «образы» слышны в речи клиента и видны по его поведению. «Он то плакал, то смеялся, то щетинился как ёж»… Постоянные оговорки в стиле «головой я всё понимаю, никто никому ничего не должен», «но с другой стороны», «но с третьей стороны». Задача психолога сгруппировать эти обрывки в образы и увидеть не целого человека, а как бы отдельных, тем более что в момент стресса, так оно и есть. Постепенно вы уловите некие закономерности, свойственные каждому из этих образов-ролей и сможете их разделить, разумеется, только в проекте и для того, чтобы их потом успешно трансформировать.
У клиентки всё оказалось достаточно сложно, потому что «надзиратель» над «мечтателем» оказался многостаночником, который бдел не только за качественным соблюдением мечт, надуманных юной горюющей особой, но и за, например, идеальным порядком, ведением дел, соблюдением рабочего графика и много ещё зачем. Ну, вы поняли, да? Нам пришлось многое конкретизировать и уточнять.
Тот уровень претензий к себе, который казался нормальным и привычным, при ближайшем рассмотрении оказался просто зашкаливающим. И дело было не в конкретном случае, описанном в прошлых частях поста, а в принципиальном подходе к себе и своим способностям (об этом я тоже упоминал).
Нам пришлось заново прописывать способы самооценки деятельности для того, чтобы лучше понять, как теперь это будет, с примерами ситуаций и даже с конкретными людьми. Мысль о более бережном отношении к себе снова вышла на первый план: добрее, нежнее, терпимее… Вот это новости!
В этом свете идея прощения и принятия заиграла новыми красками: кто кого прощает и кто кого принимает? Дочь прощает отца? Взрослый человек принимает самого себя? Кого в себе она принимает?
Теперь вы догадываетесь, как это устроено? Как только мы «сработали» конфликт между «мечтателем» и «контролером», страсти моментально улеглись. Ситуация перестала казаться катастрофической (было и было), демонизация родителей тут же прекратилась (люди как люди).
Это были три прекрасных часа постепенного освобождения человека от его иллюзий по системе подхода Прогресс Психологии. Приняли, простили. Поехали дальше.
Разочарование в родителях или своём детстве уверенно входит в топ-3 психологических «прозрений». «Я вижу! Аллилуйя!!!». Вот только на фига? Лучше бы вообще туда не смотрел. «Съездить к родителям», пообщаться с близкими или родными людьми — это прекрасный, хоть иногда и болезненный, тест на собственную взрослость.
Тема разочарования стала отдельной для работы с клиентами и знать, как справляться с такой напастью, психологам не лишнее. Как говорят, в этих ваших интернетах: делюсь, девочки. Как мы с героиней из прошлых частей кейса работали над этим.
Чтобы не разочаровываться, нужно, конечно, не очаровываться. Логично?
Кирпичик за кирпичиком, мы выстраиваем воздушные замки ожиданий, которые, разваливаясь, набивают нам своими обломками нехилые шишки и оставляют реальные «синяки» психосоматических проблем.
Ну, хорошо, скажете вы, проблема ясна — очарование и разочарование. А что делать-то?
Что делать с разочарованием в родителях, своём детстве или чём-то другом?
Начать с сначала, то есть в подходе Прогресс Психологии это с консультирования. Это специально выделенная сессия или две, на которых мы выясняем, что конкретно происходит с человеком и что он хотел бы вместо этого иметь. В нашем случае у клиентки был шок и стресс от произошедшего, треснула самооценка и жизнь разделилась на до и после. Соответственно, она хотела успокоиться и воспринимать ситуацию поровнее, а лучше, «совсем на пофиг», восстановить своё «внутреннее Я» (прямая цитата) и склеить свою жизнь обратно. Это всё подробно и по практической схеме записывается в специальную таблицу, которая остаётся у клиента и носит гордое название «Проект». В дальнейшем по ней сверяются результаты нашей работы.
Не надо относиться к проблеме разочарования, как к чему-то второстепенному. Это целый паттерн, который показывает то уши, то зубы в самых различных жизненных ситуациях и то, что мы обнаружим на этапе проекта, очень поможет нам в дальнейшем взаимодействии с человеком и при выстраивании линии работы, если она понадобится. При подробном описании всего того «негативного», что происходит с нашим подопечным, мы с вами увидим понятный рисунок его взаимодействия внутри себя самого.
В случае с моей клиенткой это было три образа, которые, постоянно сменяя друг друга, доводили ее до нервного истощения:
— надеющийся мечтатель,
— взрослая женщина,
— и представитель «отдела технического контроля» по совпадению мечт и реальности. В случае если надежды не оправдывались, он (она) прописывает тому, кто надеялся и уже получил стресс от несовпадения, нехилых люлей в виде дозы обвинений в глупости или беспомощности.
Эти «образы» слышны в речи клиента и видны по его поведению. «Он то плакал, то смеялся, то щетинился как ёж»… Постоянные оговорки в стиле «головой я всё понимаю, никто никому ничего не должен», «но с другой стороны», «но с третьей стороны». Задача психолога сгруппировать эти обрывки в образы и увидеть не целого человека, а как бы отдельных, тем более что в момент стресса, так оно и есть. Постепенно вы уловите некие закономерности, свойственные каждому из этих образов-ролей и сможете их разделить, разумеется, только в проекте и для того, чтобы их потом успешно трансформировать.
У клиентки всё оказалось достаточно сложно, потому что «надзиратель» над «мечтателем» оказался многостаночником, который бдел не только за качественным соблюдением мечт, надуманных юной горюющей особой, но и за, например, идеальным порядком, ведением дел, соблюдением рабочего графика и много ещё зачем. Ну, вы поняли, да? Нам пришлось многое конкретизировать и уточнять.
Тот уровень претензий к себе, который казался нормальным и привычным, при ближайшем рассмотрении оказался просто зашкаливающим. И дело было не в конкретном случае, описанном в прошлых частях поста, а в принципиальном подходе к себе и своим способностям (об этом я тоже упоминал).
Нам пришлось заново прописывать способы самооценки деятельности для того, чтобы лучше понять, как теперь это будет, с примерами ситуаций и даже с конкретными людьми. Мысль о более бережном отношении к себе снова вышла на первый план: добрее, нежнее, терпимее… Вот это новости!
В этом свете идея прощения и принятия заиграла новыми красками: кто кого прощает и кто кого принимает? Дочь прощает отца? Взрослый человек принимает самого себя? Кого в себе она принимает?
Теперь вы догадываетесь, как это устроено? Как только мы «сработали» конфликт между «мечтателем» и «контролером», страсти моментально улеглись. Ситуация перестала казаться катастрофической (было и было), демонизация родителей тут же прекратилась (люди как люди).
Это были три прекрасных часа постепенного освобождения человека от его иллюзий по системе подхода Прогресс Психологии. Приняли, простили. Поехали дальше.